Вопрос обустройства шумки капота своими руками интересует многих автовладельцев. И хоть стоимость подобной услуги не слишком большая, многие люди пытаются реализовать её самостоятельно.
Поговорим обо всех особенностях этой процедуры, рассмотрим ключевые плюсы и минусы, а также подберём подходящие инструменты и материалы для установки шумоизолирующего материала. Соблюдая базовые рекомендации, вопрос можно будет решить за короткое время.
Для чего проводят шумоизоляцию
Несмотря на высокую популярность этой услуги, далеко не каждые владельцы авто понимают, для чего это необходимо.
Естественно, если вы обладаете стареньким ВАЗовским «агрегатом», которому уже больше 30−40 лет, то намного разумнее установить вибродемпфер и теплоизолятор, т. к. силовая установка и карбюратор будут работать достаточно громко.
Но если говорить о более молодых автомобилях последних годов выпуска? Нужна ли изоляция от шума здесь? Перед тем как приступить к предстоящим мероприятиям, убедитесь, что вы знаете, для чего проводят шумоизоляцию:
- во-первых, решение усиливает теплоизоляционные свойства (это полезно зимой, но не очень нужно в летний период);
- во-вторых, хорошая звукоизоляция защищает пассажиров и водителя от звуковых волн, способных распространяться через ветровое окно и багажник.
По этой причине установка хорошего материала со звукоизоляционными свойствами в новых машинах может стать дополнением к теплоизоляции, в результате чего создаётся своеобразный термос, который будет сохранять оптимальные температурные показатели на протяжении долгого времени.
Важность звучания при езде
Не секрет, что для многих владельцев авто, звук их «зверя» гораздо важнее самой крутой акустики. Ведь лишиться возможности получить настоящее удовольствие от звучания холостых оборотов двигателя V -8 HEMI на Camaro или Dodge Charger сможет лишь глупец.
Однако, далеко не каждый может позволить себе покупку подобной машины. Вместо этого приходится слушать цоканье цепи на ВАЗ 2107 или невнятное бормотание уставшего от местного масла распредвала Рено Логан.
Поэтому любить автомобиль за звучание во время езды можно далеко не всегда. В некоторых случаях водители готовы на любые решения, лишь бы избавиться от утомительного грохота и неприятных звуков. Что касается двигателей внутреннего сгорания, то они работают очень громко, из-за чего их проклинали ещё в начале XX века.
Правда в дальнейшем инженеры старались перенаправить лишний звук в выхлопные трубы, а с оставшимся звучанием боролись по-разному. В любом случае, опытный водитель может определить количество оборотов даже без тахометра. Достаточно прислушаться к звучанию двигателя.
Кстати, множество неисправностей с автомобилем определяется тоже именно по звуку. Любой шум могут определять следующие показатели:
- Степень и точность регулировки угла опережения зажигания.
- Величину теплового зазора клапанов.
- Степень износа подшипников, цепей и ремней привода.
Для примера, переднеприводные модели оповещают шумом из двигателя лишь о неполадках в рулевой рейке, приводах и ШРУСах.
Природа шума в автомобилях
Любые автомобильные шума передаются с помощью вибраций. Не секрет, что автомобиль являет собой замкнутую систему, которая полностью изолирована от внешних воздействий со своими шумами и физическими процессами. В зависимости от класса и серии, транспортное средство борется с проблемой лишних звуков разными способами.
Для примера, владельцы Хонды Легенд 2007 года выпуска могут наслаждаться инновационной системой подавления звуков на уровне их частот. Чтоб вы понимали, технология не глушит шумы классической стекловатой, а попросту подавляет их.
Уникальная мультимедийная установка обладает, разбросанными по салону, микрофонами, способными улавливать шум, а затем передавать его на блок управления. В результате звуковые сигналы проходят полный анализ, определяются системой и превращаются в сигнал в противофазе.
Затем звук передаётся на штатную акустическую систему, которая полностью избавляет водителя от шумов при воспроизведении «изнаночного сигнала». Такая шумоизоляция считается настоящей новинкой, у которой практически нет аналогов. Кстати, крупные компании, занимающиеся продажей материалов для обшивки автомобилей недовольны новым решением.
Вы должны понимать, что ключевым источником шума в машинах был, есть и будет мотор. Спектр фоновых шумов очень обширный и достигает 19−20 тысяч герц. Не секрет, что такие частоты свободно улавливаются человеческим ухом. Любая микроскопическая вибрация отражается и преломляется в разных плоскостях, в результате чего волны складываются, перекрещиваются и вычитываются.
В конечном итоге получается техногенная симфония, которую принято называть шумом. Особенности звучания отличаются у разных автомобилей. Чтобы эффективно решить проблему, необходимо уделить вопросу шумоизоляции должное время и внимание. Лишь при таких условиях, вам удастся хотя бы частично избавиться от неприятного шума.
Как правильно сделать обшивку капота
Самой огромной вибрирующей частью автомобиля является капот. Он способен резонировать от самых минимальных шумов, издаваемых силовой установкой. Если правильно обустроить обесшумку капота, лишние звуки не будут столь явными.
При этом салон будет по-прежнему уязвимым, правда, необходимость выполнять полную звукоизоляцию исчезнет.
Обратите внимание на одну простую вещь: звукоизоляция салона — процесс цепной, поэтому он может занять очень много времени и сил. Вместо пустой траты драгоценных часов, попробуйте проклеить хорошим материалом капот, соблюдая ключевые рекомендации.
Независимо от марки и класса автомобиля, его капот выполнен из цельного металлического листа, который обладает разной площадью и толщиной. Такие показатели обуславливают интенсивность вибраций.
Для примера, чем больше площадь, меньше толщина и масса, тем чаще создаются сторонние шумы и вибрации. В результате, для решения проблемы можно будет использовать разные пути, добиваясь одной цели — максимально снизить вибрацию капота.
Естественно, производитель тоже внёс свою лепту, обустроив капот специальными ребрами жесткости, способными разделять металлический лист на секторы, предотвращающие глухую вибрацию. Также подобный эффект достигается с помощью рельефных элементов, которые снижают уровень вибрации. Ну и штатная звукоизоляция здесь незаменима.
Большинство современных автомобилей оборудованы качественным слоем шумоизоляции на капоте. Он также выполняет роль утеплителя, что очень важно при эксплуатации авто в холодную пору. Правда для летней езды такой материал считается недостатком.
При использовании теплоотталкивающих элементов ухудшается степень охлаждения двигателя при работе на повышенных оборотах. Такой минус действительно очень существенный, поэтому от него нужно избавляться. Что касается штатной изоляции, то в таком случае капот может выполнять роль радиатора, отдающего атмосферное тепло от мотора, что способствует нормальной терморегуляции.
Шумоизоляция капота: материалы и инструменты
В настоящее время список материалов невероятно обширный. Выделим самые ключевые и популярные:
- Вибропласт Silver. Представляет собой самоклеящийся материал на основе алюминиевой фольги.
- Вибропласт Gold. Своеобразный аналог предыдущего материала, только с увеличенной толщиной.
- БиМаст Бомб. Обладает тремя слоями: алюминиевой фольгой, битумной и каучуковой композициями. Для монтажа необходимо выдерживать температурный режим 40−50 градусов.
- Сплэн 3004/3008. Состоит из клеевой основы, которую устанавливают при температуре 18−35 градусов. В продаже доступны модели с толщиной 4−8 миллиметров. Материал клеится поверх основного слоя.
- Битопласт 5. Выполнен из полиуретана с клейким слоем, который может выполнять роль дополнительного уплотнителя для устранения скрипов. Что касается толщины, то бывает 5 и 10 миллиметров.
- Акцент 10. Состоит из трёх слоев: пенополиуретан, металлизированная плёнка и клеевой слой. Оптимальная толщина — 10 миллиметров.
- Маделин. Выполняет роль уплотнителя. Также отличается отличной декоративностью.
А теперь рассмотрим необходимые инструменты, которые могут понадобиться в процессе монтажа:
- строительный фен;
- ножницы для обработки металлических заготовок;
- растворитель;
- ролик для «прикатки» материала.
Обойтись без какого-нибудь инструмента из списка нельзя. Его отсутствие может привести к дополнительным трудностям.
Нюансы выбора материалов
Существующие в продаже материалы для виброизоляции мало чем отличаются друг от друга, причём, как и по названию, так и по свойствам. Основные отличия заключаются лишь в брендах и ценовом диапазоне.
Независимо от модели, основное предназначение шумоизоляционных материалов заключается в снижении структурного шума, который передаётся по деталям и конструкциям автомобиля.
Принцип работы заключается в том, что металлическая площадь не достигает той частоты колебаний, которую может различать наше ухо. А если мы не слышим звука, то значит, его практически нет. Для таких целей необходимо наклеивать разные вибропластичные материалы непосредственно на тыльную плоскость капота.
Можно использовать ещё одно решение, и попробовать нарастить массу капота на 35−40 процентов. В таком случае, демпфирующий слой будет вибрировать вместе с плоскостью капота, избавляя водителя от лишних колебаний. Однако, увеличивать массу автомобиля на такой большой процент для борьбы с лишним шумом неблагоразумно.
Что касается следующего типа материалов, то он отличается совершенно другим принципом работы. Несмотря на внешние сходства со вспененным поролоном, у такого сырья присутствует строго калиброванная величина ячеек, что считается отличным преимуществом. Принцип работы основан на затухании звуковой волны в структуре сырья.
Особенности звукоизоляции капота
Все плёнки выполнены из пенополиуретана, а как производителю удаётся решать проблему с калибровкой пор, до сих пор неизвестно. А ведь многие эксперты утверждают, что чем толще плёнка, тем эффективнее осуществляется изоляция. Поэтому для полной победы не помешает использование ещё одного слоя.
Последний слой предназначается для обеспечения космической тишины в салоне автомобиля. В его качестве принято использовать фольгу. Но речь идёт не о простой фольге, и даже не об алюминии. Здесь необходимо воспользоваться настоящим лавсаном специального химического состава.
Многие специалисты считают, что продающаяся фольга имеет несколько сходств с лавсаном, полиэтилентерефталатом, который никаким образом не связан с фольгой и скорее всего выполняет роль декоративного металлизированного светоотражающего пластика.
Не секрет, что первый слой, который наносится на металл — спленый. Что касается модели и производителя, то это может быть вибропласт Gold или виброфильтр Акустик. Более состоятельные автовладельцы могут позволить себе покупку сверхмощного Бимаст Bomb. В качестве второго слоя применяется звукопоглощающий материал.
Как уже говорилось выше, шумоизоляционные показатели конкретного материала определяются толщиной. Чем толще материал, тем эффективнее происходит поглощение лишних звуков. Но не забывайте о том, что применение слишком толстый слоёв может ухудшить обратную сборку автомобиля. Клипсы и пластиковые элементы банально не будут иметь достаточное количество свободного места.
Шумоизоляция автомобиля — процесс хлопотный и непростой, однако, это не значит, что его нельзя выполнить начинающему автомобилисту. Достаточно определить для себя, в чём заключаются основные принципы такого действия, и «дело в шляпе».
Оценка статьи: